ШЕРКОВИН

ШЕРКОВИН
Юрий Александрович (1924—1998) — российский психолог, специалист в области социальной психологии. Д-р психологических наук (1971), профессор (1973). Участник ВОВ, награжден многими медалями, орденами Красной звезды, За отвагу, Дружбы народов. В 1951 г. окончил Ростовский-на-Дону государственный педагогический ин-т. С 1953 по 1958 г. — преподаватель кафедры спецподготовки Московского института внешней торговли при Министерстве внешней торговли и кафедры спецподготовки в МГИМО МИД СССР (1958-1966). С 1966 г. -доцент Института общественных наук при ЦК КПСС, где создал и возглавил группу (1966—1967), а позднее кафедру Общественной психологии и пропаганды (с 1967 — зам., а с 1975 — зав. кафедрой, которая являлась, по существу, первой в СССР кафедрой социальной психологии). Специализировался в области психологии массовой коммуникации, общения, стихийного поведения. Исследовал проблемы внимания, восприятия, понимания и мнемических процессов в коммуникативном воздействии на массовые аудитории, выявил роль и соотношение убеждения и внушения в тех же процессах, проанализировал генезис и значимость слухов как специфического вида межличностной коммуникации. По результатам исследований защитил на факте психологии МГУ им. М.В. Ломоносова докт. дис. на тему Психологические проблемы массовых информационных процессов (1971) и опубликовал в 1973 г. монографию с тем же названием, переведенную на шесть языков. В ряде публикаций 1970—1980-е гг. уделял внимание психологии политических явлений и процессов и, в частности, социально-психологическим аспектам национализма и терроризма. Под его ред. в 1975 г. вышло первое учебное пособие по социальной психологии (Социальная психология. Краткий очерк, в соавт., М., 1975). Параллельно с отмеченными проблемами занимался вопросами психологии рекламы. С 1991 г., когда Институт общественных наук при ЦК КПСС прекратил свое существование, целиком переключился на эту проблематику, осуществлял сотрудничество с Институтом психологии АН СССР, фак-том психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и фак-том журналистики МГУ. Участвовал в международном научном обмене с исследовательскими учреждениями и ун-тами Болгарии, Чехословакии, Польши, Англии, Бельгии, Германии, США, Италии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Анголы, Конго. Автор монографий: Наружная реклама. Трудное искусство простоты. М., 1995; Политический терроризм: обвинение империализму, в соавт., М., 1983, пер. на англ., исп. и фр. языки. Л.А. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ШЕРКОВИН" в других словарях:

  • ШЕРКОВИН Юрий Александрович — (1924 1998) российский психолог, спец. в обл. социальной психологии. Докт. психол. наук (1971), проф. (1973). Участник В. О. В., награжден мн. орденами и медалями. Вернувшись с фронта в 1945 г., поступил в Военный ин т иностр. языков, по… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Массовая коммуникация — (англ. mass communication)         систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного… …   Большая советская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — отрасль социологии, изучающая структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации (МК). Предмет исследования С. м. к. – функционирование систем МК, ее содержание, ее аудитории и каналы (печать, радио, телевидение,… …   Философская энциклопедия

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass communication массовое общение), систематич. распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Психология пропаганды — (лат. propagare распространять) прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Психология пропаганды — [лат. propagare распространять] прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на …   Психологический лексикон

  • Пропаганда — (лат. propaganda подлежащее распространению, от propago распространяю)         распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ —         (англ. mass communication), систематич. распространение сообщений (чepeз печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных . аудиторий с целью утверждения духовных цен востей и оказания… …   Философская энциклопедия

  • БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ — помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему; пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. По характеру помех Б.к. можно разделить на технич., психофизич., психич., семан тич., соц. и… …   Российская социологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»